(† ок. 375) (пам. 26 марта), пострадавшие в Придунайской Готии. В синаксарном Житии Г. м. объединены события, происшедшие в течение неск. лет в правление императоров Валентиниана I (364–375), Валента (364–378) и Грациана (375–383). Гот. правитель Унгерих, начав гонения на христиан, сжег церковь с 308 верующими. Из них в синаксарях упоминаются 26 мучеников: пресвитеры Вафусий и Верк с 2 сыновьями и 2 дочерьми, мон. Арпила, миряне Авив (Авип), Конст, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл (или Филг), мученицы Анна, Алла, Лариса (Вариса), Моико, Мамика, Уирко ( Вирко), Анимаиса (Анимаида). В Житии также говорится, что по приказу Унгериха в огонь был брошен христианин, к-рого схватили на дороге к храму, куда он шел с приношениями.
Мощи мучеников собирала супруга др. гот. правителя по имени Гаафа (иногда она ошибочно именуется Аллой), к-рая была правосл. христианкой. Она передала правление своему сыну Аримерию и вместе с дочерью Дуклидой и пресвитерами поселилась «в стране Римской» (возможно, имеется в виду совр. Румыния). Впосл. она призвала к себе сына и возвратилась с ним в Готию, где была забита насмерть камнями вместе с неким Агафоном (по одному из синаксарей, вместе с мирянином Уеллой). Мощи мучеников она передала Дуклиде, к-рая подарила их часть для освящения храма в г. Кизик, где мирно скончалась спустя неск. лет. По др. версии, мощи были привезены в Кизик самой Гаафой (между 383 и 392).
Унгерих в др. источниках не упоминается, возможно, это был один из вождей (judices), правивших в Готии до начала избрания королей. Исидор Севильский называет первым королем дунайских готов Атанариха, о к-ром известно, что он был гонителем христиан, в результате чего Унгериха предположительно отождествляют с Атанарихом (Historia de regibus gothorum, 6–7 // PL. 83. Col. 1060). Блж. Иероним Стридонский приблизительно датирует гонение Атанариха 1-м годом 287-й Олимпиады, т. е. 369 г. по Р. Х. (PL. 27. Col. 695). С этим согласуются сведения Сократа Схоластика, объяснявшего гонения Атанариха успешной проповедью еп. Вульфилы в правление имп. Валента (Socr. Schol. Hist. eccl. 4. 33). Исидор Севильский пишет о мн. замученных и изгнанных из Готии христианах при Атанарихе, что стало причиной выступления против него Фритигерна, получившего поддержку имп. Валента. С победой Фритигерна Исидор связывает принятие готами арианства, хотя до этого мн. готы были православными (Historia regum gothorum. 7).
Однако арианский историк Авксентий Дуросторский говорит об изгнании Атанарихом христиан и еп. Вульфилы под 348 г. (PL. Suppl. 1. Col. 706). Также и свт. Кирилл Иерусалимский синхронизирует гонения на христиан в Персии (ок. 350) и в Готии (PG. 33. Col. 688). Вместе с тем Авксентий называет Атанариха не королем, а правителем и судьей. В Минологии имп. Василия II Унгерих тоже именуется архонтом, т. е. лишь одним из неск. гот. правителей. Авксентий Дуросторский, как и Филосторгий (Hist. eccl. 2. 5), сообщает, что из-за гонений Вульфила со своей паствой переселился к югу от Дуная, в пров. Н. Мёзия (Iord. Get. 267). Эти факты дали основание зап. агиологам утверждать, что пресвитеры Вафусий, Верк и их паства были арианами (J. Zeiller, A. Moreschini). Высказывалось мнение, что принесение в Кизик мощей Г. м. произошло еще до окончательного переселения готов за Дунай (378), когда кафедру этого города оспаривали 2 арианина: омуисианин Елевсий и аномей Евномий (Lambert. Col. 1327). Древнейшее упоминание Г. м. в календарях встречается не под 26 марта, а под 29 окт. в гот. календаре из Боббио (палимпсест VI в.).